Секция истории авиации и космонавтики СПбФ ИИЕТ РАН

Секция истории авиации и космонавтики СПбФ ИИЕТ РАН

История Санкт-Петербургской (Ленинградской) секции «История авиации и космонавтики» и становления исследований в области аэрокосмической науки и техники в городе на Неве

Изучение истории науки в Санкт-Петербурге началось сразу, в первые годы деятельности Академии наук (АН). В 1728 г. был создан Архив Конференции Академии наук.

Крупнейшие учёные, руководители АН рассматривали изучение истории науки как одно из важнейших условий сохранения преемственности в научном творчестве.

В развитии исследований истории технических наук в городе на Неве можно выделить че­тыре основных этапа. Первый период охватывает практически весь XVIII в и связан с зарож­де­нием интереса к “учёной” истории, т.е. истории наук и ремёсел, сюжеты которой включались в работы по истории (Г.Ф. Миллер, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Л. Эйлер и др.).

Второй период (начало XIX в.-1917 г.) характеризуется активизацией исследований соб­ствен­но истории науки и техники, в т.ч. истории технических знаний.

Третий период охватывает промежуток с 1917 г. до конца 1960-х гг. и отличается началом сис­тематических исследований истории науки и техники, профессионализацией в этой облас­ти, учреждением научных организаций, занятых исследованием истории науки и техники.

С 1969 г. когда в Ленинградском Отделении ИИЕТ АН СССР было создано специальное подразделение по истории и методологии технических наук во главе с Ю.С. Мелещенко, возглавлявшим его до своей кончины в 1972 г., начинается четвёртый этап, период исследо­ва­ний истории технических наук в нашем городе. Это подразделение, сменившее несколько названий, существует до настоящего времени (ныне – Сектор истории технических наук и ин­же­нерной деятельности). Именно в этот период наш город стал признанным центром по исследованию технических наук в России, передовыми из которых безусловно являются – Авиация и Космонавтика.

Теперь остановимся поподробнее на этих этапах развития историографии науки и техники, в контексте интересующего нас воздухоплавательного и аэрокосмического направления. Поскольку основа будущих исследований этого направления были заложены всё же во 2-м периоде, то с этого времени и начнём наше повествование…

Для изучения истории науки в 1915 г. в Петрограде была создана Комиссия по подготовке серийного издания “Русская наука”. А сразу после окончания Гражданской войны, в 1921 г. по инициативе акад. В.И. Вернадского в нашем городе создаётся Комиссия по изучению истории науки, философии и техники в системе Академии наук, которую он и возглавил. В 1922 г. она переименовывается в Комиссию по истории знаний (КИЗ). Затем в период “коренной реорганизации” и “большевизации” АН СССР председателем КИЗ стал академик и видный общественно-политический деятель Н.И. Бухарин. Эта комиссия создала ценные труды по истории науки, вела пропаганду историко-научных знаний. Проводимая ей кропотливая работа позволила уже в конце 1920-х гг. в ряде высших технических учебных заведениях молодой Советской республики начать преподавание курса “История техники”.

В феврале 1932 г. в Ленинграде на базе КИЗ был организован Институт истории науки и техники (ИИНиТ) АН СССР, который возглавил Н.И. Бухарин. В 1936 г. институт был переведён из города на Неве в Москву. За время существования ИИНиТ в 1932-38 гг. (Ленинград-Москва), была проведена большая работа по выработке вопросов, задач и философии научных подходов по развитию и изучению истории науки и техники. В эти годы в области истории авиации и воздухоплавания подготовлены и изданы работы таких авторов, как К.Е. Вейгелин, В.С. Виргинский, В.В. Данилевский, П.Д. Дузь, А.А. Родных. Но последующие “кадровые преобразования” в стране надолго затормозили процесс сбора, систематизации и изучения отечественного наследия в области науки и техники. В 1938 г. ИИНиТ был расформирован.

Однако, уже 15 ноября того же года Президиум АН СССР решил создать в Ленинграде Комиссию по истории Академии наук. Её возглавил С.И. Вавилов.

В годы Великой Отечественной войны интерес к истории науки и техники возрос. Появилось много работ по российским учёным, а также и по популяризаторам науки. Тем не менее, в стремлении повысить патриотизм и сплотить народ были и свои перегибы. Так, уже через несколько лет после начала войны, в связи с возросшим количеством контактов советских людей с гражданами других государств, в т.ч. и с поступлением большого количества иностранной техники и другой помощи по Лендлизу, началась борьба с “космополи­тиз­мом” и “низкопоклонством” перед Западом. Вёлся поиск не только реальных, но и мнимых дока­за­тельств приоритета русских учёных.

В 1944 г. была создана Комиссия по истории техники, председателем которой стал видный отечественный учёный в области аэродинамики и вертолётостроения, академик Б.Н. Юрьев, а в феврале 1945 г. в Москве был создан Институт истории естествознания (ИИЕ). 29 августа 1953 г. СМ СССР принял постановление о создании при АН СССР Института истории естествознания и техники (ИИЕТ). И уже в сентябре 1953 г., в соответствии с этим постановлением, Президиум АН на базе ИИЕ и ряда комиссий организовал ИИЕТ АН СССР, который существует и поныне, несмотря на все изгибы истории нашей страны. Структура ИИЕТ состояла из восьми секторов и Ле­нинградского отделения (ныне Санкт-Петербургский филиал ИИЕТ им. С.И. Вавилова РАН).

В сентябре 1956 г. Советский Союз вступил в Международный союз истории и философии науки (МС ИФН), в результате при АН СССР создано Советское национальное объединение историков естествознания и техники (СНО ИЕТ). В 1969 г. СССР расширяет своё присутствие в МС ИФН, вступив в Отделение логики, методологии и философии науки. В связи с этим Президиум АН СССР принял решение о преобразовании СНО ИЕТ в Советское национальное объединение истории и философии, естествознания и техники (СНО ИФЕТ) с двумя отделе­ниями, объединив специалистов, занимающихся вопросами истории и философии науки.

В июне 1957 г. на конференции СНО ИЕТ было создано 12 секций, в т.ч. 3 секции по проблемам истории машиностроения и транспорта. Секция “История авиационной науки и техники” была организована в октябре 1957 г. Председателем секции стал д.т.н., проф. С.Г. Козлов, а его заместителями к.т.н.: В.Н. Сокольский, П.Б. Соколов. Учёным секретарём секции избрана Н.М. Меркулова, а членами бюро секции были такие известные авиационные деятели страны, как проф. Н.Д. Анощенко, к.т.н. – А.М. Изаксон, В.Б. Шавров. В состав секции вошли свыше ста членов из разных городов страны: Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Киева, Одессы, Харькова, Риги, Тбилиси и др.

В задачи секции входило: 1) Объединение усилий лиц, работающих в области истории авиационной науки и техники; 2) Создание обобщающих трудов как по истории авиации в целом, так и по истории отдельных её отраслей; 3) Выявление наиболее прогрессивных тенденций развития авиации; 4) Обсуждение важнейших направлений научных исследований по истории авиационной науки и техники; 5) Подготовка через ИИЕТ аспирантов и соискателей.

За время существования Московской секции “История авиации и космонавтики” проведено более шестисот заседаний, на которых с докладами и сообщениями выступали и учёные из города на Неве. Среди них: А.Г. Воробьёв, А.И. Думчев, П.П. Квадэ, В.Л. Корвин, И.Я. Шатоба, В.П. Иванов, В.Н. Фитцев и др.

Исследования членов секции, ставшей уже авиационно-космической, публиковались в трудах ИИЕТ АН СССР: “История машиностроения”, “Вопросы истории естествознания и техники”, “Из истории авиации и космонавтики” (с 1964 г. по 2001 г. вышло 76 выпусков), “Исследования по истории и теории развития авиационной и ракетно-космической науки и техники” (изд-во “Наука” за 1981-2001 гг. вышло 10 выпусков). С 1959 г. в издательстве “Наука” в серию книг “Научно-биографическая литература” вышли биографии о видных деятелях авиационной и ракетно-космической науки и техники нашей страны и зарубежья. Активное участие в работе над ними принимали ленинградские историки в области воздухоплавания, авиации и космонавтики.

С 1971 г. в нашей стране проводятся Международные конференции и симпозиумы по истории авиации и космонавтики (Москва, Ленинград-С.-Петербург, Киев, Калуга, Звёздный городок), в работе которых принимают участие как члены секции, так и видные отечественные учёные и конструкторы, лётчики-космонавты, а также представители зарубежных стран.

Ленинградское отделение СНО ИЕТ организовано 16 апреля 1958 г. На первом заседании был избран Комитет из 30 учёных и утверждена структура отделения, состоящая из 7 секций. Секцию “История авиации и воздухоплавания” возглавил проф. А.Г. Воробьёв, его зам’ом стал к.т.н. А.И. Думчев. В работе секции принимали активное участие: Начальник Высшего авиационного училища ГВФ (ВАУ, ныне Академия ГА.), Гл. маршал авиации – проф. А.А. Новиков; Начальник Военно-воздушной инженерной академии им. А.Ф. Можайского (ныне Военно-космическая академия), ген.-полк. авиации П.В. Родимов; авиаконструкторы: А.Г. Бедункович, В.И. Дудаков, В.Л. Корвин, В.Я. Крылов, А.С. Москалёв, Е.Е. Чертовской и И.В. Четвериков; ветераны отечественной авиации: Ф.Ф. Ассберг, Я.В. Бадюлин, Л.А. Белявский, К.Н. Затонкий, В.Л. Зархи, А.И. Думчев, К.Ф. Кайтанов, К.Ф. Косоуров, И.И. Кулагин, В.Т. Мельников, А.П. Папчинский, Д.Н. Поляков, И.Я. Шатоба, ген.-майоры авиации П.А. Покрышев, В.И. Раков, Е.П. Федоров, В.И. Минаков, Я.С. Андрианов, П.П. Квадэ.

Основными темами докладов были выступления о зарождении воздухоплавания, дирижаблестроения, самолетостроения, вертолетостроения, авиационного спецоборудования и ракетной техники в городе на Неве, а также об учёных, конструкторах, стоявших у её истоков.

Таким образом, 16 апреля 2013 г. Секции истории авиации и космонавтики Санкт-Петербургского филиала ИИЕТ РАН исполнилось 55 (!) лет.

По мере работы секции “История авиации и космонавтики” ширились и множились её ряды. Если в 1963 г. секция насчитывала 65 членов, то в 1967 г. уже 90 чел., в т.ч. 8 профессоров и более 20 кандидатов наук. К сожалению, в силу естественных причин на 1 января 1975 г. ленинградская Секция насчитывала уже 55 членов. Около 90% членов секции имели высшее или специальное авиационное образование.

В ноябре 1967 г. ветераны отечественной авиации (члены секции) награждены орденами и медалями СССР: Я.В. Бадюлин, К.Н. Затонский, П.П. Квадэ, М.Н. Прощенок, Ф.Я. Спасский, И.Ф. Фа­ни­ч­кин и другие.

Выездные заседания проходили в ВАУ-Академии ГА, ВВИА-ВКА, Военно-медицинской и Военно-морской академиях, в ЛИАП (ГУАП), средней школе № 66 (находящейся на территории бывшего Комендантского аэродрома) с осмотром кафедр, ведущих лабораторий, учебных классов и музеев.

В 1979 г. произошла смена председателя секции. Вместо одного из ее организаторов И.Я. Шатобы председателем назначен д.т.н., проф. В.В. Шкварцов, а ученым секретарем – О.П. Мухин. Шире стали рассматриваться вопросы истории космонавтики. Так, 1 июня 1979 г. во время научной конференции «50-летие газодинамической лаборатории» секция взяла шефство над музеем ГДЛ (открыт в апреле 1973 г.) в подготовке новой расширенной экспозиции, которая была открыта 29 мая 1982 г. летчиком-космонавтом СССР Н.Н. Рукавишниковым в Иоанновском равелине Петропавловской крепости.

23 сентября 1982 г. в Большом конференц-зале Лен. ф-ла АН СССР прошло торжественное заседание, посвященное 25-летию космической эры. Присутствовало 6 космонавтов соцстран, отечественные и зарубежные коллеги. С докладами выступали сов. летчики-космонавты, В.В. Шкварцов, Б.В. Раушенбах, В.И. Лавренец, И.А. Меркулов.

31 мая 1983 г. инициативная группа секции провела собрание в Доме ДОСААФ, на котором избран Ленинградский комитет Федерации космонавтики СССР и образована новая секция «История космонавтики» (ныне – Секция истории космонавтики и ракетной техники при СЗМОО ФК РФ).

25 марта 1981 г. в Гатчинском Доме культуры проведена научно-практическая конференция по теме «Гатчина – колыбель русской военной авиации». С докладами выступили В.И. Николаев, Д.Н. Поляков, И.А. Натурин и родственники первых авиаторов О.Г. Горшков, Е.В. Королева (г. Киев), В.А. Мороко.

Все эти годы большое внимание в работе секции уделяется юбилейным и памятным датам по истории воздухоплавания, авиации и космонавтики, в составлении календарей которых принимали участие: И.Я. Шатоба, И.А. Натурин, В.Н. Фитцев, Г.П. Чесноков, В.В. Лебедев.

С 1984 г. члены секции оказывали помощь и консультации съемочным группам «Леннаучфильма», телевизионным каналам в работе над документальными фильмами: «Летать завещали России», «К созвездию мира», «Моя крылатая Россия», «Все выше и выше», «Грозное небо великой войны», «Война, которой не было» и др.

1 марта 1985 г. в ДКиТ им. Капранова проведено собрание и организована фотовыставка, посвященные 100-летию Русского военного воздухоплавания и Воздухоплавательного парка и открытие мемориальной памятной доски на здании бывшей Офицерской воздухоплавательной школы (военно-учебного и научного центра России). Там же 27 февраля 1987 г. к столетию со дня рождения русского летчика П.Н. Нестерова открыта мемориальная доска.

15 октября 1986 г. по решению ЛО СНО ИЕТ прошла реорганизация секции. Председателем рекомендован Герой Советского Союза ген.-полковник в отставке, морской летчик С.А. Гуляев, ученым секретарем к.т.н. В.П. Иванов.

В 1987 г. СНО ИФЕТ решением Президиума АН СССР реорганизовано в Советский национальный комитет по истории и философии науки и техники (СНК ИФНТ).

После распада СССР в 1991 г. СНК стал именоваться Российским Национальным комитетом по истории и философии науки и техники Российской Академии наук (НК ИФНТ РАН). Сегодня НК ИФНТ работает в тесном сотрудничестве с С.-Петербургским филиалом ИИЕТ РАН. На 1999 г. С.-Петербургское отд-е Российского НК ИФНТ состояло из 14 секций и насчитывало более 300 историков науки и техники. Их трудом созданы тысячи статей и монографий, введено в научный оборот огромное количество ранее неизвестных архивных материалов, возвращены многие забытые имена. Немалая доля этой работы посвящена истории авиации и космонавтики.

12 мая 1987 г. состоялось выездное заседание в Политехническом институте, посвященное Н.Н. Поли­карпову, на котором выступили с докладами Н.П. Гербылева, В.П. Иванов, с воспоминаниями – дочь М.Н. Поли­карпова. Решением собрания рекомендовано об установлении мемориальных досок студентам и выпускникам ЛПИ – известным отечественным авиаконструкторам И.И. Сикорскому, Н.Н. Поликарпову, О.К. Антонову, Г.М. Бериеву, П.Д. Грушину, С.П. Изотову.

В Академии ГА проходили выездные заседания секции, посвященные юбилейным событиям авиапредприятия «Пулково» и ВАУ – Академии ГА, 100-летиям со дня рождения А.Н. Туполева (22 ноября 1988 г.), И.И. Сикорского (2 июня 1989 г.), Н.Н. Поликарпова (25 мая 1992 г.), бывшего командующего ВВС и начальника ВАУ ГВФ А.А. Новикова (11 ноября 2000 г.). Членами секции организованы выставки личных коллекций по литературе, значкам, открыткам, календарям, конвертам, маркам, медалям, буклетам авиационной тематики. 30 мая 1991 г. проведена встреча с членами исследовательской группы из Великобритании по изучению русской и советской авиации. Для данного мероприятия в Академии ГА организована выставка моделей самолетов периода Второй мировой войны.

Другой площадкой для своих выездных заседаний и научных конференций секция часто использует Лен. институт авиаприборостроения (ЛИАП; ныне – СПб ГУАП). Где в сотрудничестве с преподавательским составом вуза она участвовала в создании детско-юношеской школы «Авионика», в регулярном посещении авиагарнизона фронтовой авиации в пос. Сиверский.

После ухода из жизни С.А. Гуляева в 2000 г. у “руля” секции стал к.т.н. А.И. Беляков, а с февраля 2005 г. председателем избран В.В. Лебедев.

Секция также плотно взаимодействует с кафедрой авиакосмической медицины Военно-медицинской Академии, где на заседаниях с докладами выступали Г.И. Гуревич, И.А. Колосов, В.И. Копанев, С.И. Лустин и один из первых авиационных врачей А.А. Сергеев.

Также секция работает совместно с Военно-морской Академии, где сотрудничает с Советом ветеранов авиации ВМФ и участвует в военно-исторических конференциях. Где, в частности, с докладами по созданию и развитию морской авиации выступали: В.И. Раков, С.А. Гуляев, В.И. Минаков, Н.М. Лаврентьев, В.Т. Мельников, М.А. Суха­нов. 21 апреля 1998 г. на авиационном отделении ВМА открыли музей Морской авиации ВМФ России (сбор материалов осуществляли Т.С. Солодкий, А.И. Беляков).

Члены секции принимали участие в проведении юбилейных мероприятий: 60 лет ВИКУ и Университета аэрокосмического приборостроения (2001 г.); 45 лет ВАУ-Академии ГА (2000 г.), памяти ушедших из жизни конструкторов и ветеранов города на Неве.

Большой частью работы Секции является участие в книгоиздательской деятельности. Так, например, в год 50-летия первого полёта человека в космос в 2011 г. члены секции стали авторами одиннадцати книг.

Ежегодно Секция истории авиации и космонавтики является активным участником конференций ЛО (СПбО) ИИЕТ АН СССР (РАН), международных симпозиумов по истории авиации и космонавтики, аэрокосмических салонов, проходящих как в нашей стране, так и за рубежом. А также в сотрудничестве с местными органами власти и другими общественными объединениями инициирует и организует тематические авиационные праздники и выставки, постоянно расширяя свою деятельность в области истории воздухоплавания, авиации и космонавтики.

Председатель Секции истории авиации и космонавтики СПбФ ИИЕТ РАН
Зам. Председателя СПбО РКО
Лебедев Виталий Владиславович
lebed2000@mail.ru